Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • г. Калининград, ул. Артиллерийская 72
  • +7 (4012) 50-51-58
  • madouds125@mail.ru

Родителям

Детская агрессия: агрессия или что-то другое?

28.07.2020

Количество просмотров: 677

Подготовила педагог-психолог Дайлидёнок И.П.

Под агрессией мы понимаем поведение, направленное на нанесение физического либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность — относительно устойчивая черта личности, которая проявляется в готовности к агрессивному нападению.

        Известно, что агрессивность имеет генетические корни. Тщательный анализ хромосом позволил определить ген, дефект которого приводит к аномальному функционированию мозга. Медицина убеждена, что агрессия связана с определенным состоянием мозга. Даже здоровый мозг может, например, на действие токсичных веществ ответить агрессивной реакцией. Вследствие этого по поводу раздражительности, капризности, приступов ярости и гнева своего малыша можно обратиться не только к психологу, но и к медику, например, гастроэнтерологу. Установлено, что нарушения работы печени порою проявляются в неадекватной злости и гневливости человека. Явление психосоматики (взаимозависимость психических и физических функций) в последнее время получает немало подтверждений.

        В настоящее время известны условия воспитания, способствующие возникновению и закреплению агрессивных проявлений.

       В первые годы жизни ребенка велика роль заботы, эмоциональной связи со взрослыми. Ведь это благоприятный период для развития базового доверия к окружающему миру, способности к сопереживанию. Ребенка, который недополучил любви и тепла в самом начале жизни, легко угадать в группе детей. Он безрадостный, с тяжелым выражением напряженности на лице. Неосознанно мстит, вредит в ответ на недостаток внимания. У него развита способность защищать себя от боли и обид. Он всегда готов к бою даже там, где это совершенно не требуется. Такой проблемный ребенок полон страха. И он первым пойдет в нападение — будет «кусать» всех подряд.

       Но типичную ситуацию, когда дети в яслях часто кусаются, нельзя объяснять только вышесказанным. Ребенок может кусаться, реализовывая свою внутреннюю потребность заявить о себе. Например, ребенка отчасти «подавили» дома, а среди сверстников появилась возможность взять реванш.

      Иногда детская агрессия — это способ проявить власть, когда просто «метят» территорию. Таким образом маленькие «хозяева жизни» определяют свое пространство. Эти малыши, только появившись в группе, сразу всех «построят», всем «раздадут», чтобы знали свое место.

      Безграничное честолюбие тоже может стать источником агрессивного поведения. Родитель внушает: «Ты первый, ты лучший. И будь первым!» Но если не выработаны еще нравственные установки, то агрессивность закрепляется как черта характера.

       Воспитание, для которого характерна вседозволенность, порождает у ребенка привычку добиваться своего любой ценой. Да, иногда агрессия может быть следствием чрезмерной родительской любви.

       Что же делать? Как реагировать на проявления агрессивности у ребенка-дошкольника?

       Во-первых, не паниковать. И не усматривать за каждым актом агрессии начало недуга. Малыш 2—3 лет так же, как учился когда-то ходить, учится чувствовать: стыдиться, обижаться, злиться. И наша задача — научить его делать это в приемлемой форме. Не лишать ребенка права на так называемые негативные эмоции или формы поведения: гнев, страх, агрессия и т. д. Не трубить: «Как можно? Нельзя!» Не налагать запрет и ограничения. Вместо этого, давайте обучать ребенка конструктивным способам выражения и преодоления переживаемого негативного состояния. Например, как в совместной детской игре, можно стать первым и без кулаков. Игра для дошкольника — модель реальной жизни. Полезно, если в игре с другими детьми малыш мирными способами учится «отвоевывать» себе место.

       С другой стороны, ни в коем случае нельзя потворствовать задаткам агрессии. Агрессия ребенка требует со стороны взрослого решительности и твердости. Когда годовалый малыш, размахивая руками, бьет по лицу маму, объяснить это тем, что «он еще маленький, не понимает» — нельзя. Но и ставить в угол, читать мораль — глупо. Достаточно отвести руку, сделать паузу, строго посмотреть в глаза и сказать: «Нет. Нельзя».

       И, в-третьих, самое главное, понимать своего ребенка, правильно оценивать его особенности. За «фасадом» детской агрессии может быть и желание привлечь к себе внимание, и гиперактивность, когда избыток застоявшейся двигательной энергии легко переходит в проявления агрессивности.

        Поэтому прежде чем ругать и наказывать драчуна, следует распознать мотивы его поведения. И тогда вы решите проблему агрессивности своего малыша.