Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • г. Калининград, ул. Артиллерийская 72,
    ул. Героя России Мариенко 5
  • +7 (4012) 50-51-58
  • madouds125@mail.ru

Профилактика дислексии и дисграфии

Подготовил учитель-логопед Тарасенкова Ю.В. Нарушения чтения и письма - дислексия и дисграфия - у детей могут быть обусловлены задержкой в формировании определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие влияния отрицательных факторов, действующих в различные периоды развития ребенка. С учетом несформированных или нарушенных операций чтения или письма исследователями выделяются различные виды дислексий и дисграфий.
      Оптическая дисграфия проявляется в заменах графически сходных рукописных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве.
Оптическая дислексия характеризуется трудностями усвоения и смешения графически сходных букв и их взаимными элементами. Данные оптические нарушения связаны с нерасчлененностью зрительного восприятия форм, с недифференцированностью представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-пространственных представлений, а также зрительного анализа и синтеза. Кроме того, у детей с оптическими дисграфиями и дислексиями часто выявляется задержка в дифференциация правой и левой части тела - поздняя латерализация или ее варианты (левшество).
       У данной категории детей наблюдаются также недочеты в оптическом восприятии и вне речи. Некоторые их них плохо различают знакомые лица и сходные предметы, допускают ошибки при срисовывании, конструировании и реконструкции фигур (упрощают фигуры, уменьшаю количество элементов, неправильно располагают элементы в пространстве по сравнению с образцом).
       Одним из направлений профилактической и коррекционной работы по устранению оптической дисграфии и дислексии является развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы, величины зрительного гнозиса). 
       С целью развития предметного гнозиса профессор Р. И. Лалаева рекомендует использовать следующие задания:
Назвать реально изображенные предметы на картинках: 
 

Назвать контурное изображение предметов: 
 

Назвать недорисованные изображения предметов: 


Назвать перечеркнутые контуры изображения предметов:
 
Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга:


 Определить, что неправильно нарисовал художник:  


  Также используются приемы узнавания различных предметов в условиях «шума». 
 
Аналогичные задания проводятся на буквенном материале. 
       В ходе занятий одновременно уточняются представления детей о величине, форме и цвете предметов.
       Формирование функционального базиса навыков чтения и письма является одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами и родителями, обучающими ребенка-дошкольника (как с нормальным речевым развитием, так и при наличии у него речевой патологии). Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственного восприятия, зрительно-предметного и цветового гнозиса, концентрации и устойчивости произвольного зрительного внимания во многом будут способствовать успешному овладению ребенком чтением и письмом.

Желаем Вам успехов!!!