Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • г. Калининград, ул. Артиллерийская 72,
    ул. Героя России Мариенко 5
  • +7 (4012) 50-51-58
  • madouds125@mail.ru

Новости

Мифы и реальность о развитии речи малышей.

16 Декабря 2016 12:12

Количество просмотров: 4237

 

 

Рассказывают, что Раневская, с присущим ей чувством юмора, как-то заметила: «Оптимизм – это недостаток информации». Наверно, поэтому среди молодых мамочек больше пессимисток, чем оптимисток, ведь очевидно, что информации по вопросам развития малышей предостаточно. Однако разрозненные сведения, почерпнутые из Интернета, от бабушек или соседок по детской площадке, часто приводят к росту тревожности мамы, формированию страхов. Так и получается, что обилие информации нуждается в системе, отделении зерен от плевел. Попробуем стать оптимистами и разобраться, какие сведения о развитии речи малышей нам напрасно пытаются преподнести, как истину в последней инстанции, а какие сведения полезны и правдивы.

Как правило, все мифы о развитии, воспитании и обучении деток можно с легкостью перечислить и систематизировать, поскольку передаются из уст в уста не одно десятилетие. Просто удивительно, до чего живучи заблуждения! Справедливости ради стоит отметить, что не все досужие разговоры на детской площадке – сплошь мифы. Самые распространенные заблуждения мамочек мы сопоставим с научными знаниями и будем развивать и оценивать речь наших деток, ничего не боясь.

Миф №1. Если беременная мамочка часто говорит с животиком, малыш будет опережать сверстников по развитию речи.

Если бы дело обстояло так просто, логопеды исчезли бы за ненадобностью. Беседы с малышом – «пузожителем» необходимы, но для решения других задач. Создание эмоциональной связи мама-малыш, подготовка крохи к предстоящим родам, утешение в неприятных ситуациях, передача позитивного настроя крохе – ради этого нужно и важно разговаривать с пузиком. Известно, что любая мысль и чувство мамочки передаются малышу уже через О,1 сек, практически мгновенно. Однако на хорошее речевое развитие влияет множество других факторов: например, здоровая счастливая беременность мамы, благополучное течение родов, полноценное социальное окружение, состояние здоровья крохи т .д. Беседы с животиком никак не влияют на темпы и качество будущего развития речи.

Миф № 2. В каждом возрасте малыши должны говорить строго определенное количество слов.

Человек – это не механизм, не компьютер, поэтому не существует строгих норм по количеству слов в тот или иной период его развития, как нельзя с точностью до недели ожидать, когда малыш начнет ходить или собирать пирамидку. Ребенок – прежде всего индивидуальность, и не уважать особенности развития конкретного малыша мы не можем. В логопедии существует лишь приблизительное количество слов, тот минимум, на который мама может ориентироваться. Так, первые осознанные, узнаваемые слова могут не появляться до 1 года, а с года до 1,3- 1,4 – достаточно, чтобы малыш использовал в речи 3-4 слова. Многие мамы, услышав про завышенные планки по количеству слов (10-20 в 1 годик), пугаются, не учитывая, что словом является и лепет, относящийся к предмету или явлению. Так или иначе, этот подход довольно узок, поскольку оценивая речь крохи, необходимо обращать внимание и на объем понимания обращенной речи, и на эмоциональность и любознательность малыша, и на речевую активность, которая может проявляться безостановочным лепетом, «мычанием», вокализациями. Оценивать речь ребенка только по количеству слов, которые он произносит, нельзя.

Миф № 3. Один мальчик (девочка, племянница, внучка) молчал до 3 лет, а потом сам заговорил целыми фразами.

Кто и когда первый это придумал – теперь неизвестно, но вред от этого заблуждения огромный. Многие мамы, замечая, что с речью крохи не все в порядке, тянут с посещением специалистов год за годом, нанося развитию малыша непоправимы ущерб. Существуют определенные законы развития, в том числе и речевого, которые гласят, что к 2 годам у малыша должна быть сформирована фразовая речь (то есть предложения из 2-х слов, пусть даже лепетных). Если этого не произошло и к 2,6 годам – время бить тревогу и идти на прием к логопеду. Не бывает так, чтобы ребенок с сильной задержкой речевого (а, следовательно, и умственного) развития вдруг, неожиданно начал догонять своих сверстников без специальной помощи. Для этого у малыша просто нет ресурсов, плюс «стаж» задержки речи уже большой. Отсутствие ресурсов подразумевает, что развитие нарушает свой ход не случайно, а под воздействием серьезных причин, например, родовой травмы, болезней на первом году жизни и т.д. Предположим, что у такого малыша компенсаторные возможности высокие, и он неплохо преодолел эти неприятности: вовремя начал сидеть, ходить, интересоваться окружающим. Но ведь тогда и его речь так или иначе развивается, а значит, было и гуление, и лепет, и первые слова. Про такого кроху никак нельзя сказать, что он «молчал» до 3 лет. Если же малыш действительно не издает или почти не издает речевых звуков, не делает попыток лепета, нет звукоподражаний, то такой малыш, скорее всего относится либо к категории глухих деток, либо к деткам с грубыми формами психоречевого недоразвития, например, аутизм, олигофрения и т.д. Очевидно, что такой малыш, сам заговорить не сможет. Каждому малышу будет полезно побывать у логопеда в 2 года, а затем – в 3. Если выявлена задержка речи, то, чем раньше начаты специальные занятия, тем эффективнее они будут.

Миф № 4. Пальчиковые игры помогают заговорить.

Влияние пальчиковых игр на развитие речи ребенка сильно преувеличено. Действительно, моторные и речевые зоны в коре больших полушарий мозга находятся рядом. Но связь мелкой моторики и речи лишь косвенная, а никак не прямая. Переоценка значимости игр на развитие мелкой моторики пальцев рук ведет к насильственному внедрению их в жизнь малыша и к ожиданию положительных результатов в плане речи. Очень многие малыши не любят пальчиковые игры, массаж пальчиков и ладошек, но миф о незаменимости таких упражнений вынуждает мамочек навязывать их малышу. Нередко мамы огорчаются, видя, что речь крохи ну никак не развивается быстрее, чем хотелось бы, а то и вовсе ЗРР ставят. Следовательно, предлагать малышу такие игры нужно и полезно, но оценка их полезности должна быть реалистичной. Развитие речи нельзя ускорить или замедлить с помощью (или при отсутствии) пальчиковой гимнастики. Если малыш ее не любит, то и не стоит ее делать, а можно предложить, например, рисовать на подносе с тонким слоем манки. Можно купить в зоомагазине колючие резиновые мячики и предложить крохе проталкивать их в разные отверстия, например,в банку для специй. Мелкую моторику развивать нужно, но считать такие игры панацеей при задержке речи не стоит.

Миф № 5. Ждите до пяти лет!

Если у четырехлетки нет звука Р, то это уже и не миф, а правда. Но в случае грубо нарушенного звукопроизношения в 3 -3,6 года (то есть нарушения проявляются по всем группам звуков: свистящие, шипящие, соноры л,р) – ни в коем случае ждать до 5 лет нельзя. Необходимо внимательно следить за развитием звукопроизношения малыша, и, если оно вызывает опасения, искать логопеда для систематических занятий, даже если крохе 2,6 – 3 года. Особенно это важно, если логопед отметил дизартрию, при которой нарушен тонус языка, а нередко и щек, губ, мягкого неба. Такому малышу необходим логопедический массаж и предстоит несколько лет регулярных занятий по исправлению звуков речи. Бывает, что к 5 годам накопился такой огромный «стаж» неправильного говорения, что поставить все звуки до школы не удается.

Миф № 6. Детский садик стимулирует развитие речи.

Часто родители плохо говорящего 2-3-хлетки решают отдать его в садик, чтобы «разговорился». Детский коллектив малышу необходим, это бесспорно. Есть мнение о полезности детского садика для социализации крохи, для общего развития. Но сам по себе детский коллектив далеко не всегда положительно влияет на активизацию речи ребенка. По статистике далеко не все ребята начинают лучше говорить, посещая сад. Во-первых, неизбежные простудные заболевания, особенно с высокой температурой, отбрасывают развитие малыша назад. Во-вторых, для многих и многих деток садик – это стресс, так откуда же взяться раскованности и непринужденному говорению? В-третьих, многие детки с нарушенным речевым развитием чувствуют себя неуютно рядом со сверстниками – «болтунами», они испытывают неуверенность, тревогу, часто замыкаются или проявляют агрессию. Нередки случаи появления запинок в речи, логофобии (страха говорения). Так или иначе, если малыш плохо говорит для своего возраста, ему необходима помощь для стимуляции речи. До 4-х лет это могут быть логопедические занятия в развивающем центре или группе кратковременного пребывания. А после 4-х – логогруппа при садике. Там малышу будет комфортно, занятия помогут лучше говорить, и развитие речи нормализуется. Отдавать кроху в садик по причине задержки речи неразумно.

Миф № 7. Другие уже вовсю болтают, а мой — все никак.

Сравнивать своего малыша с другими – дело абсолютно бессмысленное. Детки развиваются не только по общим, единым для всех законам развития, но и с учетом индивидуальных особенностей. К таким особенностям относятся состояние здоровья крохи, темпы созревания центральной нервной системы, темперамент. Какой смысл сравнивать два разных темперамента? И тот, и другой имеют плюсы и минусы, но по-разному влияют на темпы и качество развития речи малыша. Поэтому, если уж сравнивать, то только достижения самого ребенка за какой-либо промежуток времени. Например, еще месяц назад двухлетний карапуз говорил вместо «лошадка» — «иго-го» а сегодня уже –«лясядка», а еще через месяц – «ляшадка». Такой подход дает полное и объективное представление о том, как развивается речь крохи, а дополнить эти сведения поможет логопед. Кроме тревоги и неудовольствия сравнение с другими детьми имеет и массу других негативных последствий. Потому что всегда найдется ребенок способнее, умнее, успешнее, чем наш собственный. И где та грань, после которой сравнение с чужими успехами превращается в критику и осуждения своего малыша? Сегодня он хуже говорит, а в 4 года он «еще не читает, как…», а в 7 лет «пишет, как курица лапой, в отличие от…». Чтобы малыш рос уверенным в своих силах и в любви мамы и папы, нельзя позволять себе сравнивать его со сверстниками.

Миф № 8. Нарушения речи передаются по наследству.

Когда в семье растет малыш с нарушенным речевым развитием, всегда найдутся любители из числа родственников, которые станут искать причину этого в дурной наследственности. Тут и папе может достаться («да он заговорил только в 5 лет, отсюда и проблемы»), и мама в стороне не останется («ты букву Р до школы не выговаривала, что ж удивляться-то..»). На самом деле, большинство нарушений речи прямо по наследству не передаются, а передается лишь предрасположенность к этому. Яркий пример можно привести с заиканием. Если один из родителей заикается, то это вовсе не означает, что родившийся малыш будет непременно заикаться. Однако особенности нервной системы, эмоционально-волевой сферы, свойства темперамента и т.д. по наследству могут передаться, и в будущем при возникновении стрессовой ситуации вполне возможно, спровоцируют заикание. Если у ребенка уже выявили задержку речевого развития, то винить наследственность в этом нужно в последнюю очередь. Да и нужно ли? Нужно лишь знать, что неблагоприятная наследственность в плане речи – это не приговор для малыша, но создавать условия для его гармоничного развития необходимо.

Миф № 9. Родовая травма неизбежно ведет к нарушенному развитию.

Дефектология — наука непредсказуемая. Невозможно на сто процентов спрогнозировать развитие ребенка, даже если у мамочки были трудности в родах или при беременности. Невозможность однозначного прогноза связана с индивидуальными возможностями конкретного организма компенсировать родовые травмы. Очень возможно, что родовая травма никак не затронет будущее развитие малыша, такое случается довольно часто, но могут возникнуть проблемы в более старшем возрасте. Дело в том, что при неврологических проблемах, возникшими в результате тяжелых родов (например, гипоксия, ПЭП), обычно оказываются пораженными более тонкие структуры, а более грубые оказываются сохранными (бывают, конечно, и исключения). Поэтому такие детки осваивают ходьбу, сидение, хватание, а в плане речи — неплохо понимают обращенную речь, начинают лепетать, то есть в целом хорошо проходят первоначальный этап психомоторного и доречевого развития. Однако, чем старше малыш, тем выше требования к его развитию. К 2 годам могут возникнуть трудности с формированием фразовой речи, лет в 4-5 – логопед отметит нарушения звукопроизношения, связного пересказа, заучивания стихов, в 6-7 лет –может быть непросто овладеть письмом, чтением и т.д. Задача мамочки- знать возможные проблемы, но не настраиваться на них. Более того, помочь малышу компенсировать родовую травму помогут систематически занятия по развитию речи уже с 2-х лет, общеукрепляющие процедуры, а в некоторых случаях – медикаментозное лечение. При таком подходе к школьному возрасту никаких проявлений родовой травмы не остается.

Правда.

Правда № 1.Мальчики начинают позже говорить, чем девочки.

Это, действительно, так. Такая «несправделивость» связана с особенностями развития центральной системы мальчиков и заложена еще внутриутробно. Так называемый, вербальный интеллект у девочек развит лучше, чем у представителей сильного пола. Ученые предполагают, что это связано с предназначением женщины растить детей и, соответственно, необходимостью быстро в вербальной форме реагировать на поведение свое малыша, общаться с ним, отвечать на бесконечные вопросы. Это не значит, что мальчики отстают о своих сверстниц по развитию речи; «позже» — не значит «никогда» или «плохо». Но знать об этом стоит, тем более что больше половины всех логопедических диагнозов приходится на мальчишек. Если у двухлетнего мальчугана не все в порядке с речевым развитием, нужно начинать регулярно заниматься уже в таком юном возрасте, чтобы избежать серьезных задержек речи в будущем. Нервная система мальчиков более уязвима, с этим следует считаться.

Правда № 2. Звукоподражания и лепет – это полноценные слова.

В логопедии словом считается такой звукокомплекс, который прочно закреплен за конкретным предметом, человеком или явлением. Например, слог «мо» — у годовалого малыша может означать «мокро» или «молоко». Если оно употребляется только в этом значении – то это самое настоящее слово. Такие «полуслова», как «му», «кря», «бах», «бо-бо» — первые и важные слова в жизни крохи, с них начинается речь.

Правда № 3. Если слишком много говорить с малышом – можно навредить.

На первый взгляд, этот тезис расходится с общепринятым представлением о том, что с детками нужно постоянно и помногу разговаривать. Благодаря насыщенной речевой среде лучше идет развитие. Однако все хорошо в меру. Бывает так, что мама «работает» в режиме радио – то есть не прекращает говорить ни на минуту. От такого потока речи она устает сама, но самое главное – наносит вред малышу. Детки прилагают немало усилий, чтобы усвоить предложение, фразу, с помощью которых мы общаемся, даем им указания, учим чему-либо. Когда поток фраз бесконечен, ребенок привыкает к шумовой завесе и просто-напросто «отключается». Нередко приходится слышать удрученные жалобы мам и бабушек (папы, как правило, меньше говорят с детками и по делу): «Он как будто не слышит, что ему говорят». Малыш и вправду «слушает», но не «слышит», то есть уже не воспринимает поток речи. Для того чтобы этого не случилось, необходимо давать ребенку побыть в тишине, позаниматься своими делами, поучиться тому или иному навыку самостоятельно. Ведь, как правило, безостановочная речь заботливой мамочки сопровождается показом развивающих игр, заданий, а, следовательно, задания идут одно за другим. Известный педагог С.Н. Никитин называл таких деток «заорганизованными», то есть попросту замученными опекой и указаниями взрослых. В тишине человеку легче собраться с мыслями, прислушаться к себе, к своим желаниями, ощущениями. Полезно устраивать «минутки тишины» на природе («Давай помолчим. Что ты услышал?»). А во время развивающих занятий нужно поменьше пользоваться речью, говорить только самое необходимое: «Давай я тебе покажу, а потом ты попробуешь сам». Лучше побольше показывать и давать малышу совершать пробы и ошибки.

Правда № 4. Укороченная подъязычная уздечка может привести к нарушению звуков.

Эта маленькая связочка под языком имеет большое значение при формировании звукопроизношения малыша. С ее помощью мы можем произносить так называемые «верхние» звуки – ш,ж,р,л, при которых язык поднимается к твердому небу или к основанию верхних зубов. Укороченная уздечка приводит к тому, что малыш не в состоянии поднять язычок, облизать верхнюю губу, а в трудных случаях – даже высунуть язык изо рта. При подрезании уздечки она удлиняется, и становится возможным произнесение верхних звуков. Обычно эту быструю операцию делают в возрасте 1-2 мес или уже после 5 лет, когда причина нарушенных звуков у ребенка установлена. В легких случаях уздечку возможно растянуть при помощи специальных логопедических упражнений и массажа.

Правда № 5. Запинки в речи малыша могут привести к заиканию.

Запинки и заикание – разные речевые нарушения, хотя по проявлениям очень похожи. Запинки провоцирует нестабильное эмоциональное состояние малыша, психологические проблемы, напряженность, стресс. Причиной запинок может стать и бурный темп развития речи, когда речевые возможности не успевают за мыслью крохи. Неспроста большинство малышей начинают запинаться в возрасте 2-3 лет, в период активного становления речи. Заикание имеет другую природу – неврологическую, и запинки в этом случае, как правило, имеют судорожный характер (возникают спазмы в мышцах артикуляционного аппарата при говорении). Исправление запинок и заикания абсолютно разное: если при запинках рекомендуется создание спокойной обстановки, занятия с психологом, психотерапевтом и логопедом, то при заикании важную роль играют назначения невролога, показаны занятия со специалистом логопедом-заикологом. Если не обращать внимания на запинки в речи крохи длительное время, то они могут перерасти в заикание, что исправляется значительно сложнее и дольше.

Правда № 6. Чем раньше начать занятия с логопедом, тем лучше.

Это абсолютная истина и первый закон логопедии. Это настолько верно, что убедиться в этом несложно: бывает, что, начав логопедические занятия уже с двухлеткой, у которого отмечена ЗРР, к 4-5 годам речь выправляется полностью. Однако это касается в первую очередь исправления и стимуляции речи в целом. С постановкой звуков дело обстоит немного иначе. Если в 2,6 года логопед поставил диагноз «дизартрия», то заниматься исправлением звуков нужно уже с 3 лет, в остальных случаях торопиться не стоит до 4-4,6 лет.

Правда № 7. Пение хорошо влияет на развитие речи.

Совмещение пения и занятий по исправлению речи используется логопедами очень широко, особенно в работе с заикающимися. Для мамочки важно помнить, что ее пение косвенно влияет на активизацию речи малыша, то есть помогает ему «разговориться». Поэтому пение мамы для крохи с самого рождения – бесценная помощь в речевом развитии. Петь можно все, что угодно: и колыбельные, и детские песенки из мультфильмов, и любимые русские народные и популярные песни. Главное правило здесь только одно – чтобы пение доставляло удовольствие маме. С помощью пения можно успокоить малыша, помочь ему уснуть, утешить во время болезни. Замечено, что если мама поет малышу с рождения, то даже в возрасте 4-6 лет кроха быстрее успокаивается при плаче, как только услышит такой родной и привычный тембр маминого голоса. Кроме того, с помощью пения можно быстрее и приятнее научиться читать, например, этот прием является основным при обучении деток по кубикам Зайцева. Пение по кубикам и таблицам Зайцева прекрасно развивает речь малыша, учит вслушиваться в звуки речи, развивает чувство ритма и темпа.

Правда № 8. К 6 годам – речь, как у взрослых.

Многие логопеды даже более суровы: речь малыша внешне не должна отличаться от речи взрослого человека уже к 4-5 годам. Это значит, что и звуки речи должны быть чистыми и не путаться, и окончания с приставками и ударениями должны использоваться верно, и пересказывать нужно уметь красиво длинными предложениями, не переставляя слоги. Однако вполне достаточно иметь такую красивую речь к 6 годам. Конечно, требования к словарному запасу дошколенка ниже, чем к словарю взрослого человека, но во всем остальном малыш должен не отставать от мамы и папы. Именно с такой речью, практически, как у взрослого, учителя должны принимать в школу – это считается нормой.

 

Разобравшись с мифами о развитии речи своего крохи, маме гораздо проще сохранять спокойствие и уверенность и в кабинете не слишком знающего врача, и в беседах с очень знающей бабушкой, и с подругой, «желающей помочь». Будем считать, что хорошая информированность –путь к оптимизму!